Консультация для
родителей на тему:
«Возрастные особенности
детей 6-7 лет»
Возраст 6 - 7 лет
Старший дошкольный возраст
— период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к
следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
·
Игровая деятельность
·
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы
начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие
характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более
сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети
используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени
сдерживать эмоциональные порывы.
·
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к
учению.
·
Конструирование
·
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени
освоили конструирование из строительного материала.
·
В этом возрасте дети уже могут освоить
сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их
нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он
важен для углубления их пространственных представлений.
·
Усложняется конструирование из природного материала.
·
Изобразительная деятельность
·
Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
·
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и
девочек.
Мальчики охотно изображают
технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы:
принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и
дочка, комната и т. д.
·
Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным.
·
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.
Одежда может быть украшена различными деталями.
·
Одной из важнейших особенностей данного возраста является
проявление произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок
начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и
объектах.)
·
Развитие психических процессов
·
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
могут одновременно учитывать несколько различных признаков. ( Величина, форма предметов, положение в пространстве)
·
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и
средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
·
Мышление
Мышление в этом возрасте
характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце
периода — к словесному мышлению.
1) наглядно-действенное
(познание с помощью манипулирования предметами)( нр,.достает предмет, который
высоко лежит, подставив стул)
2) наглядно-образное
(познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения
практических действий.) (нр., может собрать кубики, легкие пазлы без опоры на
наглядность)
3) словесно-логическое
(познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с
использованием и преобразованием понятий). ( нр., может выложить
последовательно 6-7 картинок, логически связанных между собой).
Дети способны не только
решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,
указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Дошкольник образно мыслит,
но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких
качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки
объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития
любознательности.
·
Внимание становится произвольным.
·
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и
устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении
вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.
В некоторых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет
7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память
·
В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям
непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Дети могут самостоятельно
ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший
механический способ запоминания – повторение.
Речь
·
Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
·
Развивается связная речь.
·
В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и
характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
·
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
·
Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
·
Отношения со
сверстниками
·
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание
общественно значимых мотивов над личностными.
·
Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате
столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др.
человека.
·
В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни,
развивается эмпатия, сочувствие.
·
Отношения со взрослыми
·
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении
следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
·
Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание,
сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
·
Эмоции
·
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и
самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое
отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает
ребенку оценивать самого себя.
·
О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему
поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе
сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
·
Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно
адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более
объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
·
В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы
ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов.
·
Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает
преобладать над мотивом «я хочу».
·
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
·
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
·
К концу дошкольного
возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного
развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
·
Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно,
что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит,
оценивает свою деятельность;
·
Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка
формируется собственное мнение;
·
Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере
и сообщает об этом взрослым;
·
Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;
·
Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения.
Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Дети 6-7 лет должны
уметь:
·
Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах
окружающего мира
·
Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов
(справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.)
·
Различать пространственное расположение фигур, деталей на
плоскости
·
Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету
·
Различать и выделять буквы и цифры по форме, размеру, цвету
·
Мысленно находить часть целого
·
Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
·
Речь.
·
Правильно произносить все звуки родного языка
·
Уметь различать и называть слова с определенным звуком
·
Уметь определять место звука в слове (начало–середина–конец)
·
Делить слова на слоги
·
Составлять слова из слогов
·
Иметь представление о предложении
·
Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже
·
Подбирать синонимы, антонимы
·
Использовать разные способы образования слов
·
Пересказывать знакомые сказки и рассказы
·
Составлять рассказы и сказки по картинке
·
Крупная моторика
·
Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать
·
Точно ловить и кидать мяч
·
На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи,
большие предметы
·
Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
·
Мелкая моторика
·
Проводить прямые, а не дрожащие линии
·
«Видеть строку» и писать в ней
·
Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок
Целевые ориентиры образования на этапе завершения
дошкольного возраста:
·
это социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
·
Предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок
к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
·
Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального
общего образования.
Анатомо-физиологические
особенности
Седьмой год жизни —
продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который
начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается
становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем
дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для
появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет
процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на
200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних
детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы
почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы
окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и
особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти.
Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка.
Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка,
развития речи и подготовки к письму.
Развитие личности
Изменения в сознании
характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий —
способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в
наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются
дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и
усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для
развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих
целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и
побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст
шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во
многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время
исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения
нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к
событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов
над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение,
реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем
поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение
(преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные
ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем
может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную
линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение
партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости
от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является
проявление произвольности всех психических процессов.
Развитие психических
процессов
Восприятие продолжает
развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех
случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет
7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу
дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы
психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате
появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в
ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с
того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.
Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного
развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия,
внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует
развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы
запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены
особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью,
наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с
помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи
и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и
группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является
наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает
формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения
оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно
потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений
при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте
начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или
абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник
может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных
ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений,
выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший
дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции
воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте
представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому
создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития
фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический
строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более
богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом
возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и
некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается
дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с
людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К
концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в
школе.
Основные компоненты
психологической готовности к школе
Начало систематического
обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок
подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут
зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его
учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к
школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров
психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное
обучение в школе. • Личностная готовность к школе включает формирование у
ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг
важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками
положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе,
учителям и учебной деятельности. • Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к
школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять
определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в
мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть
познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. •
Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное
восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в
способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического
запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений
руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом
интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное
созревание структур головного мозга. • Волевая готовность (произвольная сфера)
заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него
требуют учеба, режим школьной жизни.
Кризис семи лет.
Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается
новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и
раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг
надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он
стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее
выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По
сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и
правильно среагировать.
Принято выделять 7
симптомов кризиса.
Негативизм. Это такие проявления в поведении
ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил
взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив
непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не
хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив
негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их
содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются
бесполезными.
Упрямство. Ребёнок настаивает
на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это
потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в
самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал».
При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие
от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения,
установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает
недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка
к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт. Всё поведение
ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с
окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой
совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок
специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым
(ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде
вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие»
слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один
симптом - деспотизм, когда ребёнок
стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад
семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в
форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту
же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное,
центральное место в жизни семьи.
Главный совет родителям:
1.
Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к
себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать
ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые
отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не
привела еще к негативным последствиям.
2.
Поощряйте общение со сверстниками
3.
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
4.
Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
5.
Не надо перегружать дополнительными занятиями.
6. Больше хвалить.
Уважаемые родители, прочитайте дома детям!
Круг детского чтения
старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего,
произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская
литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения
современных писателей всего мира. По сравнению с предыдущей возрастной группой
(5 - 6 лет) изменяется главным образом проза, которую слушают дети. Им
становятся доступным и интересным «чтение с продолжением» больших по объему
произведений. Прежде всего этому соответствуют сказки – повести, в том числе
фантастического и приключенческого содержания, в которых представлены более
сложные образы героев, различные варианты их социального взаимодействия.
1. Русский фольклор. Песенки (обрядовые: к
масленице, к Рождеству, колядовые …). Игровой фольклор (прибаутки, дразнилки,
небылицы…).
2.Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная»,
«Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Поди
туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Финист – Ясный сокол»,
«Заколдованная королевна», «Жар птица и Василиса Царевна».
3. Былины: «Алеша Попович и Тугарин
Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин – царь»,
«Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской» и др.
4.
Фольклор народов мира. Сказки: «Кот в сапогах», «Мальчик –
с – пальчик» (фр.), «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чеш.
нар. ск.)и др.
5. Поэтические
произведения: И. Бунин «Первый снег», С. Есенин «Береза»,
А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало», С.
Маршак «Тает месяц молодой», А. Плещеев «Весна», «Мой садик», В. Берестов
«Читалочка», «О чем поют воробушки», «Дракон», Б. Заходер «Повара», Е.
Михайлова «Что такое Новый год», И Токмакова «Кораблик», «Мне грустно», Э.
Мошковская Хитрые старушки», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» и др.
6. Поэтические сказки: П. Ершов «Конек –
горбунок», А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка
о золотой рыбке», «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о
рыбаке и рыбке», К. Чуковский «Бармалей».
7. Басни поэтические и
прозаические: И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, Рак
и Щука», «Слон и Моська»; С. Михалков «Аисты и Лягушки», «Слон – живописец»,
«Соловей и Ворона».
8. Прозаические
произведения русской и зарубежной литературы: В. Бианки «Лесные домишки»,
«Синичкин календарь», «Оранжевое горлышко»; В. Гаршин «Лягушка –
путешественница»; Р. Киплинг «Маугли», Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке,
овсяной каше и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку», М. Пришвин
«Весна в лесу», «Золотой луг»; С. Аксаков «Аленький цветочек», Г, Х, Андерсен
«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новый наряд короля», «Снежная королева»,
«Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист»; П. Бажов «Серебряное
копытце»; Бр. Гримм «Бременские музыканты»; В, Драгунский «Друг детства», «Он
живой и светится», «Тайное становится явным»; Б. Житков «Как я ловил
человечков», «На льдине»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; Н. Носов «Дружок»,
«Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»; рассказы о детях Л. Толстого и др.
9. Сказки повести: А. Волков «Волшебник
изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные
солдаты»; В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал»; А. Милн «Винни – Пух и все –
все – все»; Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует»,
«Незнайка учится»; Дж. Родари «Приключения Чипполино»; А. Толстой «Золотой
ключик или Приключения Буратино»; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»; Я,
Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная».
10. Литературные сказки:
П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
К. Ушинский. «Слепая лошадь».
К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;
К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф.
Зальтен. «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е.
Соловьевой;
М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г.
Ронской;
С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»; Приятного
чтения!
Консультация для родителей
"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он
является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в
ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я»,
половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого
возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети
могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать
личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между
взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается
в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет
человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми,
выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов,
мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности,
необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять
роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты
своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным
результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному
благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция –
воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая
психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой
деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую
деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий
и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В
познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки,
знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим
миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную
информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно,
доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.
Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле,
животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным
моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики,
различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь
на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть
последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный
аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует
уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в
свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно,
ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению
и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых
усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их
познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это
дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте
ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У
детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение
10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами,
выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов
– это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько
стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное
произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку
из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на
рисунках;
• - находить и объяснять отличия между
предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов
лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?».
«Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя
способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте,
толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению
к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности
знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет
представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое
мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной
картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков
пересказывает небольшие литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение
чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта,
предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы,
из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее
столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в
разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для
человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по
ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки
и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний
ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной
формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных
предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием
предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из
показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо
формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к
членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере
возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим
поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными
реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для
детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе
хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и
интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ В 5-6 ЛЕТ:
СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Начитанных
детей в возрасте 5-6 лет выделяет развитая речь, умение красиво излагать свои
мысли, подбирать правильные выражения. Благодаря чтению словарный запас ребенка
непрерывно растет, улучшается разговорная речь и способность выражать свои
мысли и чувства. Следя за судьбой персонажей, ребенок учится сопереживать,
понимать мотивы поступков, предугадывать реакцию. Кроме того, совместное чтение
сближает ребенка с родителями и создает множество тем для общения. Чтобы
сохранить у ребенка любовь к чтению очень важно выбирать книги по возрасту.
Предлагаем Вашему вниманию подборку лучших детских произведений для чтения в
5-6 лет.
·
Аксаков С. -
Аленький цветочек
·
Андерсен Г.Х.
- Оле-Лукойе, Снежная Королева, Русалочка
· Киплинг Р. - Маугли, Рикки-Тикки-Тави,
·
Бажов П. -
Серебряное копытце
·
Катаев В. -
Цветик-семицветик
·
Харрис Дж. Ч.
- Сказки Дядюшки Римуса
· Остер Г. - Вредные советы, 38 попугаев
·
Хармс Д. -
Стихи для детей, Плих и Плюх
·
Линдгрен А. -
Пеппи Длинный Чулок, Приключения Эмиля из Леннеберги, Мы все из Бюллербю
·
Вестли Анне
Кат. - Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик
·
Александрова
Т. - Домовенок Кузька, Катя в игрушечном городе
·
Прокофьева С.
- Приключения желтого чемоданчика, Клад под старым дубом, Не буду просить
прощения
·
Милн А.А. -
Винни Пух и все-все-все
·
Волков А. -
Волшебник Изумрудного города, Урфин Джюс и его деревянные солдаты
·
Губарев В. -
Королевство кривых зеркал
·
Гофман Э. -
Щелкунчик и мышиный король
·
Шварц Е. -
Сказка о потерянном времени
·
Усачев А. -
Умная собачка Соня, Знаменитая собачка Соня
·
Лагерлеф С. -
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
·
Балинт А. -
Гном Гномыч и Изюмка
·
Черный С. -
Дневник Фокса Микки
·
Гаршин В. -
Лягушка-путешественница и другие сказки
·
Трэверс П. -
Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы
·
Эмден Э. -
Дом с волшебными окнами
·
Пантелеев Л.
- Две лягушки, Буква «ты», Фенька
·
Житков Б. -
Что я видел и другие рассказы о детях
·
Чаплина В. -
Питомцы зоопарка
·
Голявкин В. -
Тетрадки под дождем, Рисунки на асфальте
·
Коллоди К. -
Приключения Пиноккио
·
Толстой Л. -
Золотой ключик или Приключения Буратино, Лев и собачка, Филипок, Сорочьи
сказки
· Маршак С. - Двеннадцать месяцев, Английские детские песенки
·
Погорельский
А. - Черная курица или подземные жители
·
Пермяк Е. -
Бумажный змей, Волшебные краски
·
Гауф В. -
Калиф-аист, Маленький Мук, Карлик Нос
·
Некрасов А. -
Приключения капитана Врунгеля
·
Ларри Ян -
Необыкновенные приключения Карика и Вали
· Кэролл Л. - Алиса в Стране чудес, Алиса в Зазеркалье
· Янссон Т. - Повести о Муми-троллях
· Булычев К. - Путешествие Алисы
· Чарская Л. - Сказки голубой феи
·
Успенский Э.
- Дядя Федор, пес и кот, Лето в Простоквашино, Зима в Простоквашино
·
Коваль Ю. -
Приключения Васи Куролесова
·
Зощенко М. -
Леля и Минька, Великие путешественники и другие рассказы
· Кузьмин Л. - Дом с колокольчиком
·
Ценкер Х. -
Дракон Мартин и похищенное привидение
Надеемся, что знакомство с этими книгами
подарит Вашему ребенку и Вам много приятных моментов. Приятного чтения!
Дорогие наши Защитники! смотрите поздравление для ВАС!
Содержание психолого-педагогической работы
в средней группе (4-5 лет):
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание.
Продолжать работу по формированию доброжелательных
взаимоотношений
между детьми, обращать внимание детей на хорошие
поступки друг
друга.
Учить коллективным играм, правилам добрых
взаимоотношений.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть
справедливым,
сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за
неблаговидный
поступок.
Напоминать детям о
необходимости здороваться, прощаться, называть
работников
дошкольного учреждения по имени и отчеству, не
вмешиваться в
разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу,
благодарить за
оказанную услугу.
Ребенок в семье и сообществе.
Образ Я. Формировать
представления о росте и развитии ребенка, его
прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту,
я буду взрослым»).
Формировать
первичные представления детей об их
правах (на игру,
доброжелательное отношение, новые знания и др.) и
обязанностях в
группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно
кушать, одеваться,
убирать игрушки и др.). Формировать у каждого
ребенка
уверенность в том, что он хороший, что его любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики
сильные,
смелые; девочки нежные, женственные).
Семья. Углублять
представления детей о семье, ее членах. Дать
первоначальные представления о родственных отношениях
(сын,
мама, папа, дочь и т. д.).
Интересоваться
тем, какие обязанности по дому есть у ребенка
(убирать игрушки,
помогать накрывать на стол и т. п.).
Детский сад. Продолжать
знакомить детей с детским садом и его
сотрудниками. Совершенствовать умение свободно
ориентироваться в
помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного
отношения к вещам,
учить использовать их по назначению, ставить на
место.
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления
ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство
общности с
другими детьми. Формировать умение замечать изменения в
оформлении группы и зала, участка детского сада (как
красиво
смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.).
Привлекать
к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики
и традиций.
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним
видом.
Воспитывать
привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом
перед едой, по
мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение
пользоваться расческой, носовым платком; при
кашле и чихании
отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым
платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение
брать
пищу понемногу,
хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно
пользоваться
столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой,
полоскать рот
после еды.
Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно
одеваться,
раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать
одежду, с помощью
взрослого приводить ее в порядок (чистить,
просушивать).
Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.
Приучать
самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его
после окончания
занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть
баночки, кисти,
протирать стол и т. д.)
Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное
отношение к труду,
желание трудиться. Формировать ответственное
отношение к
порученному заданию (умение и желание доводить дело
до конца,
стремление сделать его хорошо).
Воспитывать умение
выполнять индивидуальные и коллективные
поручения, понимать
значение результатов своего труда для других;
формировать умение договариваться с помощью воспитателя о
распределении коллективной работы, заботиться о
своевременном
завершении совместного задания. Поощрять инициативу в
оказании
помощи товарищам, взрослым.
Приучать детей
самостоятельно поддерживать порядок в групповой
комнате и на
участке детского сада: убирать на место строительный
материал, игрушки;
помогать воспитателю подклеивать книги,
коробки. Учить
детей самостоятельно выполнять обязанности
дежурных по
столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с
блюдцами, глубокие
тарелки, ставить салфетницы,
раскладывать столовые приборы (ложки,
вилки, ножи).
Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких
людей, подчеркивая
значимость их труда. Формировать интерес к
профессиям
родителей.
Формирование основ безопасности.
Безопасное поведение в природе. Продолжать
знакомить с
многообразием животного и растительного мира, с явлениями
неживой
природы.
Формировать элементарные представления о способах
взаимодействия
с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать
понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения».
Знакомить с
опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Безопасность на дорогах
Продолжать
знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»,
«остановка
общественного транспорта» и элементарными правилами
поведения на
улице. Подводить детей к осознанию необходимости
соблюдать правила дорожного движения.
Уточнять знания
детей о назначении светофора и работе полицейского.
Знакомить с различными видами городского транспорта,
особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая
помощь»,
«Пожарная»,машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус,
автобус).
Знакомить со
знаками дорожного движения «Пешеходный переход»,
«Остановка
общественного транспорта».
Формировать навыки культурного поведения в общественном
транспорте.
Безопасность собственной
жизнедеятельности.
Знакомить с
назначением, работой и правилами пользования бытовыми
электроприборами
(пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Закреплять умение
пользоваться столовыми приборами (вилка, нож),
ножницами.
Знакомить с правилами езды на велосипеде.
Знакомить с
правилами поведения с незнакомыми людьми.
Содержание психолого-педагогической работы
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет.
Учить считать до 5
(на основе наглядности), пользуясь правильными
приемами счета:
называть числительные по порядку; соотносить
каждое
числительное только с одним предметом пересчитываемой
группы; относить
последнее числительное ко всем пересчитанным
предметам,
например: «Один,
два, три — всего
три кружка». Сравнивать две группы предметов,
именуемые
числами 1–2, 2–2,
2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать
представления о порядковом счете, учить правильно
пользоваться
количественными и порядковыми числительными,
отвечать
на вопросы
«Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать
представление о равенстве и неравенстве групп на основе
счета: «Здесь
один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек
больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем
3». Учить
уравнивать
неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей
группе один (недостающий) предмет или убирая из большей
группы
один (лишний) предмет
Формировать
представление о том, что фигуры могут быть разных
размеров: большой
— маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник).
Ориентировка в пространстве.
Развивать умения определять
пространственные направления
от себя, двигаться в заданном
направлении
(вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз);
обозначать словами
положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа
от меня дверь,
слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с
пространственными отношениями: далеко — близко
(дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях
суток, их
характерных особенностях, последовательности (утро — день
— вечер — ночь).
Объяснить значение
слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Развитие познавательно - исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская
деятельность.
Продолжать
знакомить с геометрическими фигурами (круг,
треугольник,
квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный,
синий, зеленый,
желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на
ощупь,
путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения:
гладкое,
холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
Ознакомление с предметным миром
Расширять знания детей об общественном транспорте
(автобус, поезд,
самолет, теплоход).
Рассказывать о
материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны
предметы, об их
свойствах и качествах.
Ознакомление с миром природы
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с
золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем
и др.),
птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с
представителями
класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их
внешним видом и
способами передвижения (у ящерицы продолговатое
тело, у нее есть длинный хвост, который она может
сбросить;
ящерица очень быстро бегает).
Расширять
представления детей о некоторых насекомых (муравей,
бабочка, жук,
божья коровка).
Расширять
представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и
др.), овощах
(помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах
(малина,
смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята,
сыроежки и др.).
Закреплять знания
детей о травянистых и комнатных растениях
(бальзамин, фикус,
хлорофитум, герань, бегония, примула и др.);
знакомить со
способами ухода за ними.
Учить узнавать и
называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен
и др.).
В процессе опытнической деятельности расширять представления
детей о свойствах
песка, глины и камня.
. Учить детей
узнавать и называть время года;
Развитие речи Развивающая речевая
среда.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям
доброжелательно общаться со сверстниками,
подсказывать, как
можно порадовать друга, поздравить его, как
спокойно высказать
свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять
и активизировать словарь детей на
основе углубления знаний о ближайшем окружении
Активизировать
употребление в речи названий предметов, их частей,
материалов, из
которых они изготовлены.
Учить использовать
в речи наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия,
предлоги.
; употреблять
слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять
существительные с обобщающим значением (мебель,
овощи, животные и
т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение
гласных и
согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных
(р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу
над дикцией: совершенствовать отчетливое
произнесение слов
и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
слова,
начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение
согласовывать
слова в предложении, правильно использовать предлоги в
речи; образовывать
форму множественного числа существительных,
обозначающих
детенышей животных (по аналогии), употреблять эти
существительные в
именительном и винительном падежах (лисята —
лисят, медвежата —
медвежат); правильно употреблять форму
множественного числа родительного падежа существительных
(вилок, яблок, туфель).
Напоминать
правильные формы повелительного наклонения некоторых
глаголов (Ляг!
Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых
существительных
(пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни
словотворчество, тактично
подсказывать общепринятый образец слова.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить
участвовать в
беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и
задавать их.
Учить детей рассказывать:
описывать предмет, картину; упражнять в
составлении
рассказов по картине, созданной ребенком с
использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в
умении пересказывать наиболее выразительные и
динамичные отрывки
из сказок.
Художественная литература
Продолжать
приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения;
запоминать
небольшие и простые по содержанию считалки.
Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Познакомить с
книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е.
Чарушиным
Приобщение к искусству
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес
к нему.
Познакомить детей
с профессиями артиста, художника, композитора.
Учить различать
жанры и виды искусства: сказки, стихи, проза, загадки
(литература), песни, танцы, музыка, картина
(репродукция), скульптура
(изобразительное искусство), здание и соооружение
(архитектура).
Организовать
посещение музея (совместно с родителями), рассказать о
назначении музея.
Развивать интерес
к посещению кукольного театра, выставок.
Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с
библиотекой как
центром хранения книг, созданных писателями и
поэтами.
Изобразительная деятельность
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании:
не
горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту;
сидеть
свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными:
сохранять
свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать
все со
стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование. Продолжать
формировать у детей умение рисовать
отдельные предметы и создавать сюжетные композиции,
повторяя
изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют,
деревья на
нашем участке зимой,
цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко,
падающий снег и т. д.).
Направлять
внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое,
куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о
цветах и
оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным
цветам и оттенкам
добавить новые (коричневый, оранжевый, светло зеленый);
формировать
представление о том, как можно получить эти
цвета.
Учить смешивать
краски для получения нужных цветов и оттенков.
Закреплять умение
правильно держать карандаш, кисть, фломастер,
цветной мелок;
использовать их при создании изображения.
Учить детей
закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и
штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева
направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя
за пределы
контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие
линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто
промывать кисть
перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать
у детей умение
получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя
нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение
частей при
рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и
соотносить их по
величине.
Декоративное рисование.
Продолжать формировать умение создавать
декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских
узоров.
Познакомить детей
с городецкими изделиями. Учить выделять элементы
городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть
и
называть цвета, используемые в росписи.
Лепка. Продолжать
развивать интерес детей к лепке; совершенствовать
умение лепить из
глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах;
учить
прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого
шара, вытягиванию
отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких
деталей
(ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать
пальцами
поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для
получения
полой формы. Познакомить с приемами использования стеки.
Поощрять
стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи
стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация.
Формировать у
детей умение правильно держать ножницы и
пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования
навыка разрезания
по прямой сначала коротких, а затем длинных полос.
Учить составлять из полос изображения разных предметов
(забор,
скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы
из квадрата и
овальные из прямоугольника путем скругления углов;
использовать этот прием для изображения в аппликации
овощей,
фруктов, ягод, цветов и т. п. Продолжать расширять
количество
изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные,
цветы,
насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из
готовых форм.
Учить детей
преобразовывать эти формы,
разрезая их на две
или четыре части (круг — на полукруги,
четверти; квадрат
— на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
Конструктивно модельная
деятельность
Продолжать
развивать у детей способность различать и называть
строительные
детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить
использовать их с
учетом конструктивных свойств (устойчивость,
форма, величина).
Обучать
конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист
бумаги пополам,
совмещая стороны и углы (альбом, флажки для
украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать
к основной
форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу —
колеса; к
стулу — спинку).
Приобщать детей к
изготовлению поделок из природного материала:
коры, веток,
листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы
(лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для
закрепления частей
клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки
разной
величины и другие предметы.
- Русские
народные сказки:
-Гуси-лебеди. - Смоляной
бочок. - Зимовье. - Лиса и козёл. -Жихарка.
- Лиса и кувшин. - Лисичка со
скалочкой. -Лисичка-сестричка и волк.
- Снегурочка. - Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка.
- Сказки
других народов:
-Пых (белор.). - Рукавичка; Колосок
(украин.) -Хвастливый заяц (узбек.) -
Медведь и комар (казах.) - Два жадных медвежонка (венгер.) - Заяц и ёж;
Соломинка, уголёк и боб (нем.) - Красная шапочка (франц.) -Три поросёнка (англ.
)
- Л. Н.
Толстой : «Хотела галка пить…»;
«Мышка вышла гулять…»;
«Старик сажал яблони…»;
«Мальчик стерёг овец…»; «Худой волк ходил…»; «Шли по лесу два товарища».
- К. Д.
Ушинский: Ласточка; Умей обождать; Лекарство; Вместе тесно,
а врозь скучно; Бишка; Лошадка; Бодливая корова.
- К. И.
Чуковский: Айболит; Федорино
горе; Тараканище; Путаница
- С. Я.
Маршак: Багаж; Детки в клетке;
Зоосад; Где обедал воробей; Усатый-полосатый.
- А. Гайдар: Сказка
о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове.
- Н.
Носов : Заплатка. В.
Сутеев: Кто сказал «мяу»?
- Е.
Чарушин: Лисята; Дятел; Воробей;
Почему Тюпа не ловит птиц.
- О.
Пройслер: Маленькая Баба Яга Г. Х. Андерсен: Оле-Лукойе;
Огниво.
- Б. Житков:
Храбрый утёнок
- В. Бианки:
Хитрый Лис и умная Уточка
- В. Драгунский:
Тайное становится явным
- Братья
Грим: Заяц и ёж; Бременские музыканты
- А. Милн/ Б.
Заходер: Винни-Пух и все-все-все
- Э. Блайтон:
Знаменитый утёнок Тим
- Д. Харрис: Как
повстречались Братец Лис и Братец Черепаха; Братец Лис и лягушки (из книги
«Сказки дядюшки Римуса»)
- Стихи, потешки для заучивания:
- «Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?», А.Пушкин «Ветер, ветер…», А.Барто «Я знаю, что надо придумать»,З.Александрова «Елочка», Л.Николаенко «Кто рассыпал колокольчики», В.Орлов «Почему медведь зимой спит», Е.Серова «Одуванчик», В.Серова «Кошачьи лапки», И.Токмакова «Купите лук», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный», Ю. Кушак «Олененок», Н. Пикулева «Пять котят спать хотят...», В.Орлов «С базара»
Смотрите наш видеоролик!
СМОТРИТЕ НАШЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ!
https://drive.google.com/file/d/1P_4q4uWm7Byq5rJJxgrI8KEe4bAHs9S1/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1P_4q4uWm7Byq5rJJxgrI8KEe4bAHs9S1/view?usp=sharing
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла,.», «Сорока, сорока., «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом.»; «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенъка.», «Заря-заряница.»; «Травка-муравка. ,.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка. ,», «Радуга-дуга.».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук.», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки.
«Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила.», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза.
К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж,.», «Пришла весна.»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза.
Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки», пер.. чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой.
Примерный список для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Огуречик, огуречик.», «Мыши водят хоровод. ,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Спасибо большое!!!!! Все дети такие молодцы!!! Очень приятно!
ОтветитьУдалитьСпасибо вам большое🌷🌷🌷 , приятно до слез 😍😍😍, мы тоже поздравляем вас от чистого сердца с Днём Мамы 💟
ОтветитьУдалитьВеликолепное поздравление! ☺️ Огромная вам благодарность за такой чудесный клип💐 песенка и танцы просто супер, прослезилась 😌 С праздником всех мамочек 🌹
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное за такое чудесное видео!!!🌸🌸🌸. Прекрасное поздравление🤗, детки молодцы❤️️!!! Очень приятно!!!🤗
ОтветитьУдалитьСпасибо за Вашу работу и заботу о наших детках! Результат выше все похвал. Сюрприз удался.
ОтветитьУдалитьСпасибо за вашу работу!!! Прекрасное видео, очень приятно 🤍
ОтветитьУдалитьМы очень старались! Но сюрпризы будут ещё!
ОтветитьУдалить